Остановить мгновение: немного удачи и очень много работы в темноте

Ольга Плющ

Завтра, 19 августа, — Всемирный день фотографии.

Фотография стала настолько привычным атрибутом нашей жизни, что даже не мыслится, как мы жили без фото. Интересный момент, красивое небо, потрясающее блюдо – все так и просится быть запечатленным. И нет ничего проще – достал телефон и сохранил мгновение. Эта простота уже никого не удивляет, как чудо. 

Но так было далеко не всегда. Мы не будем вам рассказывать сегодня историю возникновения фотографии, мы лишь поделимся своими мыслями о великих творениях из мира фотоискусства прошлого века.
Наверное, большинство школьников-студентов даже не подозревают, насколько титаническим был труд создания фотографии всего несколько десятков лет назад.

Не было цифровых фотоаппаратов, а были пленочные – это значит, что результат своего труда фотограф мог увидеть только после того, как проделает большую работу. Работа эта делилась на три этапа:

  1. Съемка.
  2. Проявление пленки.
  3. Печать фотографий.

Итак, перенесемся на 30 лет назад. Во времена дефицита, когда купить что-нибудь качественное просто так в магазине было проблемой. И представим, что вы везунчик, которому родители где-то раздобыли и подарили фотоаппарат! Пусть это будет самая простенькая и удобная камера для начинающих — «Смена».

Раньше даже поговорка была: «Хочешь разорить человека – подари ему фотоаппарат». Потому что за этой покупкой стояла вереница других: штатив, дальномер, бачки для проявки пленки, фотоувеличитель для печати, красная лампа для вашей фотолаборатории, ванночки, глянцеватель, резак для обрезания краев картинки, и плюс к этому еще расходники: пленки, фотобумага, растворы.

Всемирный день фотографииПленка и бумага были чувствительны к свету, поэтому многие вещи фотографы учились делать наощупь в темноте. Одним из таких процессов была зарядка пленки в кассету, чтобы можно было вставить ее в фотоаппарат. Так же, в темноте, отснятую пленку вставляли в бачок для проявки, заливали растворами сначала проявителя, затем закрепителя. После этого пленка переставала быть светочувствительной, и ее можно было доставать из бачка.

И вот это был самый волнующий момент! Потому что только теперь ты мог увидеть результат своей работы. Удачно отснятые кадры – это одно. Но всё могли испортить непростительные оплошности: например, случайно попавший на пленку лучик света давал жуткие засветы (на пленке это были убийственные черные полосы). Если чуть-чуть не выдержишь температуру растворов или по времени передержишь – изображения могли потемнеть, потрескаться. Много чего могло произойти. Поэтому удачно обработанная пленка – это 80% успеха фото!

А дальше начиналось таинство печати фотографий. Под лабораторию отводилась самая темная комната в квартире – ванная. На раковине устанавливали фотоувеличитель, рядом на полочке — ванночки с растворами, а в самой ванне — таз с проточной водой для промывания фото.

Еще один важный элемент фотопечати – красный фонарь. Его закрепляли поближе к ванночкам, чтобы можно было рассмотреть то, что появляется на белом листе фотобумаги. Это было настоящее чудо, потому что при печати портрета сначала отчетливо проступают глаза, потом уже все остальные детали... И вот ты пинцетом аккуратненько вытаскиваешь свежеотпечатанный снимок из проявителя, промываешь его в воде и перекладываешь в ванночку с раствором закрепителя (фиксажа).

Если не закрепить изображение и вынести его на свет, то прямо на глазах снимок чернел – засвечивался. Если фото передержать в растворе проявителя – оно тоже темнело, теряло контрастность, а если не додержать – картинка получится бледной, и будут не видны многие детали. В общем, работа фотографа требовала точных и отточенных действий для получения качественного результата. А самое главное – никакой возможности исправить фото! Фотографу, как саперу, давался лишь один шанс сделать качественный снимок…

Тем удивительнее смотреть на гениальные творения Сальвадора Дали и гениального фотографа Филиппа Халсмана. Трудно представить, сколько дублей, сколько пленок было отснято, чтобы получить единственный и бесподобный кадр! Бесподобный перформанс этого гениального дуэта восхищает до сих пор!

Мы поздравляем всех поклонников Территории Мистики с Днем Фотографии и приглашаем вас стать частью перформанса, ежедневно разыгрываемого в Театре страшных историй! А наши Хранители постараются запечатлеть ваши счастливые эмоции и разместить в нашей фотогалерее!

Записывайтесь на мероприятия по телефону +7 (921) 913-36-28 или оставляйте заявку на сайте. Вас ждут интерактивные постановки, мистические уроки литературы и командная игра «Призрачные прятки».