Куда сходить с семьей в выходной? Конечно, в кино!

Хранитель Территории Мистики

Куда сходить с семьей в выходной день? Куда сходить в Петербурге, который летом 2017 года решил побить все рекорды Гиннеса по количеству дождей?

Ответ один: в кино! Тем более что 27 августа в нашей стране отмечается День российского кинематографа, 31 августа на экраны выходит отечественный триллер Егора Баранова «Гоголь. Начало», о котором мы еще весной рассказывали в нашем Мистическом блоге, а 7 сентября — самый ожидаемый ужастик 2017 года, новая экранизация знаменитого романа Стивена Кинга «Оно» (о нем мы тоже писали в Блоге).

Если же у вас в семье есть дети от 9 лет и старше, то приходите всей семьей на Территорию Мистики, где вы сможете сами стать персонажами «ужастика» и получить хорошую порцию адреналина! А пока вы выбираете самый страшный и захватывающий спектакль в нашем репертуаре, мы расскажем, откуда взялся жанр «хоррор» в кино, и как он развивался в XX веке.

***

Первые фильмы ужасов появились в Европе в самом конце XIX столетия. Создателем их был пионер кинематографа, французский режиссер Жорж Мельес. Ему приписывают создание первых ужастиков: «Дом Дьявола» и «Пещера демонов»

В начале ХХ века эпицентром хоррора стала Германия, где в 1920–22 годах родились такие знаменитые мистические фильмы, как «Голем», «Кабинет Доктора Калигари» и, конечно же, шедевр режиссера Мурнау «Носферату», первый из бесчисленных образов графа-вампира Дракулы.

А что же Голливуд? Он не остался в стороне от новой моды. В 1920-х годах Голливуд выпускает первую мегазвезду фильмов ужасов, единственного и неповторимого Лона Чейни. Известный как «Человек с тысячью лицами», Чейни прославился, благодаря своей способности гримироваться в любые образы. Его самые известные роли —  в картинах «Монстр», «Лондон после полуночи» и «Призрак оперы», которые запечатлели классические образы монстров в кино.

В 1927 году родилось звуковое кино, которое открыло новые возможности, в том числе, и для жанров «мистика» и «хоррор». Начало золотого века фильмов ужасов положила небольшая голливудская студия Universal Pictures, которая в 1930 году создала экранизацию «Дракулы». Режиссером фильма был Тод Браунинг, в главной роли — актер Бела Лугоши. Этот фильм имел оглушительный успех и стал золотым стандартом американского ужаса. На следующий год Universal сняла «Франкенштейна» по роману Мэри Шелли, где главную роль монстра исполнил артист Борис Карлофф. Лугоши и Карлофф стали героями жанра, а фильмы с их участием породили ряд продолжений, например «Невеста Франкенштейна». В начале 1930-х годов появились ужастики «Мумия» и «Человек-невидимка».

Успех Universal вдохновил и другие студии на создание фильмов ужасов. Например, студия Paramount в 1931 году выпустила фильм «Доктор Джекил и мистер Хайд».

С началом Второй мировой войны популярность жанра резко упала — в жизни хватало вполне реальных кошмаров. А после войны, к концу 1940-х годов, мир изменился. Это отразилось и на индустрии развлечений. Готические образы, которые вселяли страх на протяжении 20-х – 40-х годов, потеряли свою популярность. Классические персонажи, такие как Дракула, Монстр Франкенштейна, Человек-волк и другие просто перестали быть интересными.

Новые ужасы были тесно связаны с наукой, в первую очередь, с открытием атомной энергии. В 1950-х годах хоррор и научная фантастика переплелись, как никогда раньше. Популярным сюжетом тех времен была история о том, как благодаря радиации какое-нибудь обычное существо вырастает до гигантских размеров —  например, муравьи в фильме «Они» 1954 года, пауки в картине «Тарантул» 1955 года или даже человек (фильм «Муха 1958 года).

Но и готическая мистика не уступала своих позиций, о чем свидетельствует фильм «Дом восковых фигур» 1953, первый крупный голливудский 3D проект. Этот фильм прославил Винсента Прайса,  который стал новой иконой ужасов десятилетия.

Тем временем, в Великобритании студия Hammer Films решила оживить старых персонажей и сняла триллеры «Проклятие Франкенштейна», «Дракула» и «Мумия». Теперь, в конце 1950-х годов, классические монстры показаны в цвете, и с большим количеством крови. До этого показывать кровь в фильмах ужасов было табу, а теперь этот прием стал «визитной карточкой» студии Hammer.

1960-е годы принесли с собой настоящую революцию в культуре, психологии и общественной жизни. Перемены коснулись и индустрии развлечений, и, конечно же, жанра «хоррор». Первый выстрел по старому ужасу сделал великий  Альфред Хичкок. В его новой работе 1960 года «Психо» мир увидел не какого-то диковинного монстра, а парня, который живет по соседству, и который стал орудием ужаса. Это был не фантастический, а реальный мир, в котором мы живем.

Так к концу 1960-х годов родился новый формат фильма ужасов, где обыденность тесно переплетена с мистикой, мрачной фантастикой, чертовщиной, кровавыми сценами насилия и прочими пугающими сюжетами. Именно в таком виде жанр «хоррор» дожил до наших дней.

***

Территория Мистики — это эмоциональный аттракцион для детей и подростков от 9, от 12 и от 14 лет, и наши спектакли ужасов, конечно же, адаптированы для этих возрастных категорий. У нас вы не найдете реалистической «расчлененки» с реками крови или убийства в режиме реального времени. Но спектакли Театра страшных историй — достаточно жуткие, интригующие и захватывающие для того, чтобы пощекотать нервы и проверить себя на прочность, чтобы как следует испугаться, а затем насладиться победой над своими страхами.

Этой осенью вас ждут новые спектакли в новых декорациях. Следите за обновлениями в репертуаре Территории Мистики!