Где мы берем наши страшные истории

Ольга Плющ

Мистика вечна, наверное еще в древнем Египте дети перед сном рассказывали друг другу страшные истории. Но современность и актуальность — один из главных принципов нашего интерактивного Театра. Гости Территории Мистики попадают в сюжеты любимых фильмов, мультсериалов и игр, которыми они увлекаются именно сегодня.

Кто, как и по какому принципу выбирает тематику спектаклей? Рассказывает Ольга Плющ.

— Сюжеты нам подсказывает сама публика. Дети и подростки открыты к общению, и приходя к нам на спектакли, они не только делятся впечатлениями, но и предлагают новые темы:

— А у вас есть спектакль про Слендермена?

— Нет, а кто это?

— Как, вы не знаете? Это же человек без лица! Надо найти все записки и ни разу не оглянуться, иначе ты погиб!! Это же ужас, как страшно!!! Это такая компьютерная игра.

— Ага! — говорим мы с Ольгой, переглянувшись, и тут же начинаем мониторить интернет. Если тема действительно наша, мы создаем по ней спектакль.

Именно так в нашем репертуаре в свое время оказались спектакли по популярным компьютерным играм «Слендермен». Сейчас они временно не идут (возможно, вернутся весной 2017 года), зато появились новые, тоже подсказанные зрителями. По игре «Пять ночей с Фредди» идут «Заброшенная пиццерия» первой ступени и «Спрингтрап» второй ступени, а по игре «Глаза Банши» — «Заклинание Банши» первой ступени.

Мы можем даже специально не отслеживать динамику развития этих игр. Ребята сами начинают обрывать телефон или забрасывать сообщениями в соцсетях:

— Уже вышла вторая часть!!! Когда вы сделаете спектакль?

И мы делаем.

Еще бывает, что на праздниках дети обмениваются страшными историями с Ведущим. Мы заметили, что страшилки, которые впечатлили наших зрителей, тоже удивительно современны.

Когда Андрей Усачев и Эдуард Успенский исследовали детский фольклор середины XX века, они увидели, как сюжеты страшилок отражают реальную жизнь . Например, в период сталинских репрессий появились истории про машины с черными шторками, которые увозили людей, и те исчезали навсегда. Так дети объясняли себе необъяснимость законов взрослого мира. А в наши дни есть истории про то, как дети повелись на бесплатный айфон и попали в рабство, работали в подвалах, собирая эти самые айфоны.

Иногда мы запускаем опросы в соцсетях: «Какие спектакли вы хотите увидеть в нашем репертуаре?» Дети и подростки буквально закидывают нас идеями. Поэтому нам очень легко быть на одной волне с публикой.

А какой восторг у ребят вызывает, когда взрослый человек, Хранитель Территории Мистики или Ведущий праздника, общается с ними на близкие темы: о любимом мультсериале или компьютерной игре. Они готовы до бесконечности обсуждать любимых героев или свои ощущения от прохождения игры!

Одно из важных условий работы на Территории Мистики — просмотр фильмов и мультсериалов по нашей теме. Актеры смеются, что это – работа мечты: в рабочее время мультики смотреть.

Таким же образом создаются программы Дней рождения. Например, пару лет назад пользовался бешеным успехом сериал «Монстр Хай». Мы всем театром смотрели мультик, запоминали имена героев. Ведь мы, как саперы, не имеем права на ошибку, дети нас сразу разоблачат:

— Вы что?! Малиновые волосы — у Дракулауры, а у Френки Штейн – черно-белые!